top of page

--  УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ

Управление вниманием

 

            Взрослый человек способен непрерывно удерживать внимание и концентрироваться на выступлении в среднем в течение 15-20 минут. Не более.
            Следовательно, оптимальная длительность вашего непрерывного выступления - 20 минут. Если хотите говорить дольше - вы должны разделить выступление на блоки, каждый длительностью менее 20-ти минут, причем виды активностей слушателей в разных блоках должны быть различными. Например, в первом блоке они вас слушают (лекция), во втором - работают в парах, выполняя задание, в третьем - опять слушают вас и т.д. Таким образом, вы меняете виды активностей и удерживаете внимание аудитории.

            Даже, если вы разделите свое выступление на 20-ти минутные блоки, - нельзя расслабляться и думать, что вопрос с удержанием внимания закрыт. В ходе работы с аудиторией нужно постоянно отслеживать уровень внимания.
            Если в зале достаточно светло, чтобы видеть лица слушателей, - то... на них (лицах) все написано. Если темно - тогда слушайте зал. В зале тихо - значит слушают вас. В зале гул и шум разговоров - значит внимание потеряно.
            На этот случай у вас "в рукаве" должен быть запасной сценарий. Например, вы всегда должны знать наизусть 2 - 4 универсальных анекдота, чтобы рассказать их в случае необходимости, для возвращения внимания.
В чем суть универсальности анекдота? 1) он не должен задевать ни чьих интересов и 2) его легко можно привязать к любым ситуациям.
            1) Не нужно рассказывать анекдоты про политику, про религию, про ущемление национального достоинства.... То есть, анекдот не должен быть про москаля из партии ЛДПР, который обратился к богу, а тот ему и отвечает.....  Вы не можете гарантировать, что такой человек, и не один, не сидит в зале...
            2) Анекдот рассказывается не просто так, он должен интегрироваться в контекст вашего выступления. Будет неэффективно, если вы просто скажете: что-то вы заскучали, давайте-ка я расскажу вам анекдот. Все посмеялись и вы продолжаете. Это непрофессионально. Хотя, это лучше, чем ничего.
Лучше, подходя к завершению очередного логического блока (например, тренинг о технике публичных выступлений), сказать: пока мы с вами изучали, что нужно делать со своими руками во время выступления на сцене, мне в голову пришел известный анекдот. Далее рассказываете анекдот, например, про Дона Педро, и в конце говорите, - так вот, чтобы не попасть в такую же ситуацию - руки во время выступления нужно держать перед собой, развернутыми к себе открытыми ладонями и т.д и т.п.

            Примеры универсальных анекдотов смотрите здесь: Универсальный анекдот.

            Также к технологиям, направленным на удержание внимания аудитории, можно отнести цитаты. Подробнее об этом смотрите здесь: Техника использования цитат.

            Иногда потеря внимания в аудитории носит локальный (территориально) характер. Особенно часто это имеет место в больших залах. То есть, во время выступления вы слышите разговоры, шум и возню из одного места, например, с передних рядов справа в углу.

            О чем это говорит? Скорее всего, этой части зала не хватает вашего внимания. Что нужно сделать? Уделить внимание этой группе товарищей. Переместиться по сцене ближе к ним, попытаться установить контакт глазами, обратиться к кому-то из этой группы с вопросом, пытаясь вовлечь в процесс: Вы согласны? Я понятно излагаю? Можно даже вызвать кого-то на сцену чтобы помочь вам, если это возможно по контексту.

            Бывает, что потеря внимания носит локальный, но агрессивный характер. Тогда слушатели из этой части зала могут пытаться вставить свои реплики в ваше выступление и задавать вопросы, перебивая вас.

            Диагноз тот же – им не хватает вашего внимания. Действия – нужно обязательно реагировать. Не пытайтесь спрятать голову в песок и делать вид, что ничего не происходит. В первую очередь, уделите им больше внимания (все советы из предыдущего поста). Далее, среагируйте на реплику позитивно, похвалите этого человека. «Очень своевременный комментарий!; Отлично, вы ухватили самую суть!; Удивительно, как точно вы подметили, спасибо!» С вопросами та же тема: «Спасибо за своевременный/глубокий/в самую точку/гениальный вопрос!; Вот это вопрос! Вы меня убили наповал!; В какой разведшколе вас обучали задавать такие коварные вопросы?»

            Если не помогает – привлекайте на помощь зал. «Посмотрите все на этого молодого человека! Гениальный вопрос!; Встаньте пожалуйста. Это лучший вопрос за последние 1/2/…12 месяцев. Давайте поаплодируем мастеру гениальных вопросов». Помните: главное – внимание. И, конечно, позитивно и с улыбкой.

            Еще один весьма распространенный метод удержания внимания аудитории - вопросы с просьбой поднять руку. Это позволит избежать монотонности и внесет некоторое разнообразие в ваше выступление. Только пользоваться этим инструментом нужно правильно.

            Иногда наблюдаешь такую картину: Поднимите руки, кто хочет стать Супер-Пупер Директором? И тут же, без остановки, не делая даже секундной паузы - Спасибо, а теперь поднимите руки....  Со стороны смотрится ужасно. Аудитория понимает, что вам не нужен ее ответ, что вопрос вы задали для формальности, вопрос ради вопроса. Если уж вы взялись задавать такой вопрос, обязательно покажите, что вам важен ответ. - Поднимите руки, кто в детстве хотел стать артистом? Тааааак, хорошоооооо.... Нет, нет, не опускайте.... Так, так, таааааак.... Агаааааа.... Около двух третей зала. Вот видите, это еще раз подтверждает, что...... И, связка с вашим выступлением.

            Если дальше развивать тему о вопросах с просьбой поднять руку, как об инструментах удержания внимания, то я хочу рассказать о своем любимом методе: рейтинговый опрос на выбывание. В этом случае я обычно прошу не поднимать руку, а вставать.

            Например, тренинг о том, как правильно составлять и эффективно отрабатывать список знакомых. Вы говорите: давайте попробуем понять, какого размера может и должен быть список знакомых. Прошу встать тех, у кого список больше 100 человек. Аплодисменты героям. А теперь прошу остаться стоять тех, у кого список больше 200... 300... 1500.... (Поднимаете планку до тех пор, пока не останется стоять 2 - 3 человека). Аплодисменты мастерам, пожалуйста, поднимайтесь на сцену. Как вас зовут? Как вам удалось составить такой большой список... И т.д. Но это уже другая тема.

 

В НАЧАЛО >> 

bottom of page